Судак православный

Стенд установлен на склонах горы Ай-Георгий, рядом с местом, где в XIII-XV веках располагался храм святого Георгия.

Многовековая история Судака, основанного в 212 году от Рождества Христова, неразрывно связана с православием. Одно из древнейших названий города – Сугдея – переводится как непорочный, святой.

Уже в I веке «проповедовал Согдианам» святой апостол Андрей Первозванный, первый ученик Иисуса Христа. В VIII веке, во времена иконоборчества в Византийской империи, в Судаке пострадал за веру святой Стефан Сурожский. В Крым в эту эпоху переселилось множество православных монахов, основавших в районе Судака большое количество храмов и монастырей. Как писал уже в XVI веке польский путешественник и дипломат Мартин Броневский, передавая сообщения местных христиан: «Число церквей в прежние времена доходило до нескольких сот». Многие православные храмы и монастыри средневековой Сугдеи погибли в результате монголо-татарского и турецкого нашествий.

В XIX – начале ХХ столетий в Судаке действовал храм Покрова Пресвятой Богородицы, а неподалёку Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский монастырь. Они были закрыты в годы советской власти.

С 1990-х годов православие в Судаке возрождается. Сегодня в Судакской регионе являются действующими три сохранившиеся до настоящего времени средневековых храма, восстановлены храм Покрова Пресвятой Богородицы и Кизилташский монастырь, построены новые храмы в ряде населённых пунктов. В окрестностях города сохранились многочисленные остатки средневековых храмов и монастырей.

Судак православный

1. Город Судак (посёлок Уютное).
Храм св. Параскевы

Расположен в центре посёлка Уютное, недалеко от стен Судакской крепости, по соседству с возведённой позднее (в 1887 году) лютеранской кирхой. Стрельчатый свод храма характерен для крымских памятников XIII-XIV столетий. К храму прилегал обширный некрополь, функционировавший с середины XIII и до XVIII века.

По соседству за невысокой железной оградой сохраняются несколько могильных плит XIX века, перенесенных в 1980-е годы с бывшего судакского кладбища при его ликвидации. Среди них надгробья членов семьи известного ученого-ботаника Христиана Христиановича Стевена, артиста петербургских Императорских театров К.А.Кондараки.

В 2000-е годы была осуществлена реставрация храма, в нём возобновились богослужения.

Судак православный

2. Город Судак (посёлок Уютное).
Храм Двенадцати апостолов

Расположен в посёлке Уютное, недалеко от стен Судакской крепости, рядом с башней Фредерико Астагуэрро (Портовой), возведённой в 1386 году. В кладке стен башни можно увидеть большое количество блоков с хачкарами (хачкар в переводе с армянского – крест-камень). Архитектура храма характерна для малоазийско-понтийского региона XIII-XV столетий.

Своё название храм получил по некогда существовавшей росписи с изображением Тайной Вечери. В 1872 году ещё различимые очертания росписей в интерьере храма зарисовал известный художник Дмитрий Струков. К настоящему времени фресковые росписи полностью утрачены.

В 2009 году в храме возобновились богослужения.

Судак православный

3. Село Солнечная Долина.
Храм св. пророка Илии

Расположен в центре села Солнечная Долина. Представляет собой большой однонефный храм с полукруглой абсидой. Здание сооружено на известковом растворе из меганомского песчаника, а откосы углов и дверного проёма из копсельского песчаника (из окрестностей Солнечной Долины).

Главной реликвией храма является мраморная купель, сделанная из византийской капители VI века коринфского ордера. После долгого отсутствия в советское время, купель была возвращена на своё законное место в храм.

К 1778 году в деревне Козы (прежнее название Солнечной Долины) проживало 74 православных грека. После выхода в 1778 году греков из Крыма храм оберегало почтённое семейство. В конце XIX столетия за храмом наблюдал Иван, открывавший его для всех желающих. В эти же годы в канун праздника святого пророка Илии в Козы приезжал наместник Кизилташского монастыря иеромонах Маркиан с братией и служил Всенощное бдение.

В настоящее время в храме проводятся регулярные богослужения.

Судак православный

4. Город Судак.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Закладка храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялась 20 сентября 1819 года по инициативе судакских помещиков, выдавших 1 октября 1818 года добровольную подписку с обязательством ежегодно вносить необходимую сумму на содержание священника и причта.

О дне начале строительства напоминала мраморная доска, вделанная в западной стене храма над входными дверьми с надписью: «Во имя Покрова Пресвятые Богородицы. Сооружён сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня. Дому твоему подобает святыня Господи в долготу дней. Приидите и поклонимся, и припадём Ему и восплачемся пред Господом, сотворившим нас». Освящён вновь построенный храм 28 мая 1828 года. Первым священником храма был о. Тарасий Дмитриевич Дмитриев.

С храмом связаны имена многих выдающихся деятелей российской истории. 8 января 1835 года в храме обвенчались знаменитый ученый-ботаник, основатель Никитского ботанического сада Христиан Христианович Стевен и Мария Карловна Гарцевич.

Стараниями Новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова в 1842 году было завершено строительство колокольни храма: при его содействии на строительство колокольни было выделено свыше 2000 рублей серебром, к ним граф добавил 250 рублей собственных пожертвований. В 1912 году, принимая в своём имении Новый Свет императора Николая II, знаменитый винодел князь Лев Сергеевич Голицын обратил внимание императора на аварийное состояние судакского храма, уже не вмещавшего всех молящихся. Николай II пожертвовал 5000 рублей, благодаря чему храм был расширен и осуществлён его капитальный ремонт.

После 1917 года начались гонения на служителей и прихожан храма. В 1923 году был арестован настоятель храма о. Иоанн Колосовский. Повторно он был арестован в 1930 году и погиб в Северном крае. В 1935 году по приглашению священномученика Порфирия (Гулевича), епископа Симферопольского и Крымского, в Судак переехал священник Иоанн Блюмович. Он был арестован 25 июля 1937 года. По ложному обвинению священномученик Иоанн Блюмович был расстрелян 13 апреля 1938 года.

В 1936 году храм Покрова Божьей Матери был закрыт, в здании организован пионерский клуб. В 1945 году службы в храме возобновились и продолжались до 1962 года, когда храм был закрыт повторно. В 1990-е годы усердием правящего архиерея, ныне здравствующего митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, храм вернули верующим.

Судак православный

5. Кизилташский
Свято-Стефано-Сурожский монастырь

Расположен в живописной горно-лесной местности между Феодосией и Судаком, недалеко от села Щебетовка. Вероятно, монастырь в урочище располагался ещё в средние века, о чём свидетельствуют находки многочисленных исторических артефактов. Около 1825 года в Кизилташе в источнике в пещере пастух обнаружил деревянный образ Божьей Матери. Находка была передана в Феодосию протоиерею Иосифу. Об обретении иконы стало широко известно, и пещеру в Кизилташе начали посещать богомольцы.

В 1850 году в Кизилташе поселились первые «основатели виноградника Божия» – крестьянин Калужской губернии Андроник и отставной вахмистр Пантелей. В 1853 году Андроник и Пантелей получили благословение от лично побывавшего в Кизилташе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия на устройство киновии и приступили к сооружению молитвенного дома и двух жилых помещений.

5 октября 1923 года Кизилташский монастырь в Судакском районе был ликвидирован. В 1950-е годы монастырские постройки были уничтожены и в урочище было устроен ядерный арсенал Черноморского флота. Ядерное оружие вывезли из Кизилташа сразу после развала Советского Союза, в 1992 году. Возрождение монастыря началось в 1997-1998 годы.

Судак православный

6. Посёлок Новый Свет.
Храм во имя святителя и чудотворца
Луки (Войно-Ясенецкого) и часовня
во имя святителя Луки

В 1997 году в Новом Свете был открыт небольшой храм во имя святителя Луки Крымского в помещении бывшей библиотеки завода шампанских вин. Через несколько лет в посёлке началось строительство храма во имя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Освящение нового храма состоялось 15 ноября 2012 года. Прямоугольный в плане основной объём увенчан крупной главой, над входом расположена небольшая звонница. В первоначальном небольшом храме начала действовать часовня во имя святителя Луки.

Судак православный

7. Село Дачное. Храм в честь Владимирской иконы Богородицы

Православный приход в Дачном создан в 2000 году. Тогда же передано здание бывшего сельского магазина для использования в качестве храма. В 2006 году здание было перестроено и приобрело современный вид. После начала богослужений в храме обновилось три иконы. На участке, выделенном для постройки нового храма, в ноябре 2019 года был водружён закладной Крест.

Судак православный

8. Село Весёлое.
Храм святого апостола Андрея Первозванного

Приход в селе открыт в 1997 году. Первоначально богослужения проводились в оборудованном молельном доме. К 2007 году была пристроена ярусная колокольня. В 2012 году здание было существенно перестроено: надстроен восьмерик под массивным куполом; в 2016 году перестроена колокольня. В церкви хранятся две старинные иконы: Спасителя и святой Великомученицы Варвары.

Судак православный

9. Село Морское. Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского

Православная община во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского появилась в августе 1997 года.

Закладка нового храма в селе Морском состоялась весной 2002 года. На Пасху, 11 апреля 2004 года, в ещё строящемся храме была отслужена первая Божественная литургия. Освятили храм 22 августа 2005 года.

В начале 2010 года в храме заменили иконостас и витражи на куполе. Северную дверь иконостаса украсил редкий образ особо почитаемого в Морском мученика – Фоки-вертоградаря, а третий ярус – иконы Святых Петра и Февронии «в боярском».

В июне 2006 года в Крым прибыла большая икона Святых чудотворцев Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи. Написана икона была специально для храма в Морском. По желанию прихожан обустроенный в 2010 году нижний храм был назван в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – чудотворцев Муромских.

Судак православный

10. Село Морское. Поклонный Крест в честь 2000-летия Рождества Христова

9 января 2001 года в селе Морское над трассой Судак-Алушта был возведён Поклонный Крест в честь 2000-летия Рождества Христова. На следующий день состоялось освящение Креста с участием более 50 священнослужителей со всех уголков Крыма во главе с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Праздник освящения начался крестным ходом от храма.

Во время чтения митрополитом Лазарем акафиста Кресту Животворящему над Морским встала большая красивая радуга, перекинувшаяся через всё село. Узнав о произошедшем в Морском, Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, благословил сделать этот день праздничным. Ежегодно 10 января проводится крестный ход к Покровскому Кресту.

Судак православный

11. Храм с аркадой
(храм св. евангелиста Матфея)

Располагается в восточной части Судакской крепости.

Возведение началось, очевидно, незадолго до захвата города генуэзцами (1365 год). Архитектура сооружения имеет многочисленные аналогии в мусульманской культовой архитектуре второй половины XIV века. Завершили строительство уже генуэзцы, обратившие здание в католический храм. Стены были покрыты росписями и фресками с изображениями святых. В 1958 году была открыта верхняя часть фрески, изображающей святого с нимбом, выполненной на тонком слое известняковой штукатурки, нанесённой непосредственно на камни кладки.

После турецкого завоевания Крыма 1475 года здание было обращено в мечеть, фрески были срублены или забелены. После вхождения Крыма в состав Российской империи (произошло в 1783 году), примерно с 1800 и до 1816 год, здание использовалось как православный храм св. евангелиста Матфея. Вскоре после окончательного упразднения храма, в 1819 году в Судаке началось строительство Храма Покрова Пресвятой Богородицы.

В настоящее время в храме с аркадой располагается музей Судакской крепости.

Судак православный

12. Храм с гавитом

Располагается в Судакской крепости рядом с единственной полукруглой башней нижнего яруса обороны. Возведён в XIII веке греческой христианской общиной. Представляет собой типичный для византийской архитектуры XII-XV веков однонефный храм с полукруглой апсидой. Вдоль стен располагались каменные скамьи.

При генуэзцах, правивших в Судаке в 1365-1475 годы, храм использовался армянской общиной. В это время к нему было пристроено дополнительное помещение – гавит. Остатки храма были изучены археологами в 1989-1990 годы.

Судак православный

13. Храм на консолях

Расположен недалеко от вершины горы Крепостной, увенчанной руинами Дозорной башни. Своё научное название храм получил потому, что две его полукруглые алтарные апсиды, выступающие за пределы фундамента, покоятся на профилированных каменных кронштейнах. Время сооружения храма определить сложно, но в генуэзский период (1365-1475 годы) он уже существовал. Относится к довольно распространённому с IX века на Балканах, в районе Эгейского моря и Южной Италии типу двухалтарных храмов.

Храм изучали Николай Дмитриевич Протасов в 1928 и Михаил Антонович Фронджуло в 1973 году. В 1975 году была произведена консервация памятника.

Судак православный

14. Поселение и храм
в Ай-Савской долине XIII-XV веков

Расположены на северо-западной окраине Судака по правому борту Ай-Савской долины (Долина Роз). Местность издавна известна под названием Монастырщина. Знаменитый академик Петр Симон Паллас в конце XVIII века упоминает заброшенную церковь в Ай-Савской долине. В XIX веке о монастыре писали архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил, художник и историк Дмитрий Михайлович Струков, историк Арсений Иванович Маркевич. В конце XIX века местная землевладелица Екатерина Христиановна Стевен обнаружила при земляных работах в долине крестик и бусы, а также остатки стен, «тёсаные камни больших размеров, скелеты».

В 1927 году осмотр памятника производила экспедиция Государственной Академии истории материальной культуры под руководством Юрия Владимировича Готье. В 1973 году археологические разведки на памятнике производил Михаил Антонович Фронджуло, сборы подъёмного материала в 1970-е годы осуществлял Аскольд Александрович Щепинский, а в 1999-2003 годы – Виктор Григорьевич Тур.

На площади поселения ориентировочных размеров 530 Х 50 м повсеместно встречаются фрагменты керамики XIII-XV столетий, пифосов и черепицы. В балке сохранился колодец с цельным каменным обрамлением.

Судак православный

15. Часовня на горе Перчем
XIII-XV веков

Расположена на одном из южных отрогов Перчема. В 1995 году раскопки часовни произвели археологи Игорь Авенирович Баранов и Вадим Владиславович Майко. Часовня в плане прямоугольная, северная стена тоньше южной. Престольный камень, изготовленный из песчаника, вмурован в монолитное заполнение абсиды.

Судак православный

16. Монастырь у подножия
горы Перчем XIII-XIV веков

Расположен на юго-восточном склоне Перчема у северо-западного края виноградника. Детально обследован в 1927 году экспедицией ГАИМК под руководством Юрия Владимировича Готье. В 1993-1994 годы раскопки производили археологи Игорь Авенирович Баранов, Вадим Владиславович Майко и Александр Витальевич Джанов, в 1999-2000 годы – археолог Виктор Григорьевич Тур.

Монастырь относится к обычному типу поздневизантийских монастырей, находившихся под патронатом частных лиц. В монастыре совершали погребения представителей семей донаторов.

Судак православный

17. Монастырь на отроге
горы Перчем XIV-XV веков

Расположен на одном из южных отрогов горы Перчем, на расстоянии 1,5 км к северо-западу от Судакской крепости. С 1988 по 1994 год, с перерывами, монастырь исследовал Виктор Григорьевич Тур.

Монастырь был окружён шестиугольной каменной оградой. В центре комплекса находился небольшой одноабсидный храм. Пол храма вымощен квадратной плинфой. В северо-западной части комплекса исследовано небольшое помещение с печью. Перед входом в храм обнаружены три плитовые могилы. У подножия отрога с монастырём имеется действующий источник пресной воды.

Судак православный

18. Храм св. Георгия на склоне
горы Ай-Георгий XIII-XV веков

Расположен на западном склоне Ай-Георгия, обращенном к Судаку. Академик Петр Симон Паллас в 1794 году писал, что церковь св. Георгия хорошо сохранилась и её посещают греки, живущие на виноградниках. В XIX веке храм описали известные исследователи: архиепископ Гавриил, швейцарский ученый и путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере. В 1896 году памятник посетил заведующий керченским археологическим музеем Карл Евгеньевич Думберг. Он снял план храма и обнаружил две надписи: средневековое греческое граффити и греческую надпись, вмонтированную в кладку стены. Детально памятник был обследован в 1927 году экспедицией ГАИМК под руководством Юрия Владимировича Готье.

В 1960-е годы руины храма сильно пострадали при террасировании склона. В настоящий момент представляет собой поросшую дерном груду камней и известкового раствора. Выше по склону горы находится каптированный источник, снабжавший монастырь водой. Встречаются обломки гончарных водопроводных труб. Вода из источника в первой половине XIX века по новому водопроводу поступала в Судакское училище виноградарства и виноделия в урочище Ачиклар у западного подножия горы.

Судак православный

19. Храм у подножия горы
Килиса-Кая XII-XV веков

Обнаружен в марте 2016 года местными жителями у подножия горы Килиса-Кая, в так называемой Монастырской балке. Последовавшими археологическими раскопками было установлено, что соорудили храм во второй половине XII – первой половине XIII века. Возможно, он был частью монастырского комплекса.

Сохранились стены высотой больше четырёх метров, общая площадь сооружения приблизительно 200 кв. метров. На стенах алтарной части сохранились остатки фресок. В процессе раскопок были выявлены монеты, фрагменты керамики, турецкие стрелы, а также следы пожара. Также среди найденных артефактов были нательные кресты: медные, латунные, оловянные.

Действовал храм до 1475 года, когда был покинут вследствие завоевания Крыма Османской империей. Впоследствии храм был погребён под толщей земли вследствие землетрясений и схождения селевых потоков. С целью дальнейшего сохранения от неблагоприятных погодных условий, в конце 2018 года над храмом был сооружён мощный купол с крестом.

Судак православный

20. Монастырь в урочище Димитраки
X-XIII веков

Расположен в урочище Димитраки (Демиртак) на невысоком мысу над морем у подножия горы Палвани-Оба южнее трассы Судак – Новый Свет. В 1909-1910 годах монастырь исследовал Борис Николаевич Эдинг. В 1910 году в раскопках принимала участие художница Вера Хлебникова, сестра поэта Велимира Хлебникова.

В 1928 году повторную расчистку храма произвела экспедиция ГАИМК под руководством профессора Александра Александровича Фомина. В 1975-1976 годы раскопками под руководством Михаила Антоновича Фронджуло выявлены остатки небольшого поселения, примыкавшего к монастырю с востока. При раскопках ремесленной мастерской была найдена матрица с оборотным изображением Иоанна Предтечи из композиции Деисус, вероятно, предназначенная для изготовления церковной утвари.

Первоначально на мысе Димитраки была появилась небольшая часовня, возведённая из бута на известковом растворе. Затем на её месте был построен более значительный по размерам крестовокупольный храм с трехстолпной галереей, примыкавшей к нему с севера. Впоследствии к храму был пристроен довольно значительный притвор со сводом, опиравшимся, кроме стен, на две пилястры, выступавшие из продольных стен. Одновременно со строительством храма возводятся и остальные постройки монастыря. Наличие большого количества помещений (не менее десяти) говорит об общежитийном характере монастыря.

Судак православный

21. Пещерный монастырь XI-XV века

Расположен левее трассы Судак – Новый Свет не доезжая посёлка, в обращённых к морю обрывах. Впервые об остатках монастыря у подножия Сокола в публикации 1844 года сообщил архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил: «При подошве горы Сокол заметны остатки древнего греческого каменного монастыря во имя «святого великомученика Георгия», разрушенного во время турецкой войны. Всход к нему чрезвычайно затруднителен и доступен только для пеших: несколько раз надобно опускаться в пропасти и подниматься на крутизны, встречая на каждом шагу тысячи препятствий. С южной стороны храма из расселины камня истекает ручей чистой воды». На протяжении ХХ столетия храм неоднократно описывали разные специалисты.

Монастырь возник на обрывистом выступе террасы, сложенном из песчаников четвертичного возраста. Сохранились: в восточной оконечности обрыва – три стены и пол вырубленного в обрыве скалы прямоугольного помещения, на южной и западной стене высечены три равноконечные креста; у основания средней части обрыва один из гротов в древности был приспособлен под храм; в западной части обрыва – площадка 10 Х 10 м, ограниченная вертикальными стенами около 4 м высотой, обработанными в древности металлическим инструментом.

В 1910 году «в Судаке на Сокол-горе», очевидно, у пещерного монастыря был найден свинцовый моливдовул X-XI веков с изображением св. Николая и надписью «Господи, помоги рабу своему Николаю, монаху».

Судак православный

22. Анастасьевский монастырь
XIII-XV веков

Примерно в километре северо-восточнее окраины посёлка Новый Свет, недалеко от горы Сокол, находится источник Святой Анастасии, получивший название по некогда располагавшемуся рядом средневековому греческому монастырю.

Впервые название «Настасия» в районе Нового Света появилось на «Карте Южного Крыма» академика Петра Ивановича Кеппена (1830-е годы). Монастырь Святой Анастасии обозначен на топографической карте Крыма 1842 года. В 1927 году остатки монастыря детально описал историк Юрий Владимирович Готье.

В конце 1980-х годов четко просматривалась кладка части абсиды и нефа небольшой часовни. Остальные помещения археологами не исследовались и в настоящий момент представляют собой оплывшие руины.

Судак православный

23. Храм на мысе Ай-Фока
XIII – начала XV веков

Расположен на юго-западном склоне мыса Ай-Фока, в 100 метрах от берега моря, недалеко от пансионата «Солнечный камень» (село Морское). В 1988-1990 годы раскопки храма осуществлял Игорь Авенирович Баранов.

Храм одноабсидный. Уровень пола в храме был ниже уровня дневной поверхности вокруг него. Внутрь вела лестница, вырубленная из одного блока песчаника. В основании одной из стен был обнаружен фрагмент штукатурки с фресковой росписью. Возможно, храм был посвящён св. Фоке.

К югу от храма в береговом обрыве над пляжем в 1988 году была расчищена северная стена постройки длиной 5 м, сложенной на хорошем известковом растворе. Вероятнее всего, это фрагмент стены ещё одного храма, впоследствии разрушенного оползнями.

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации.

Последние новости