Один из средневековых монастырей Перчема расположен на вершине отдельно стоящей высоты, обрамлённой двумя глубокими балками. С 1988 по 1994 год, с перерывами, монастырь исследовал Виктор Григорьевич Тур.
Археологический памятник привлекает внимание своим миниатюрными размерами и четкой планировкой. В архитектурном плане монастырь с храмом характерны для Южного и Горного Крыма. Тип небольшой по размерам и удлиненной в плане базилики с двускатной крышей проник в Крым из районов Малой Азии: аналогичные церкви известны в Сирии, Палестине, Киликийской Армении (территория современной Турции). Строительство и использование таких храмов имеет широкие временные рамки: от VIII по XVII век. При этом в Крыму архитектурная преемственность сохранялась независимо от этнических изменений.
Монастырский комплекс имеет в плане форму многоугольника. Общая площадь составляет 215 кв. метров. Фундаменты всех кладок покоятся на частично подрубленном материковом скалистом сланцевом выступе. Стены сохранились на высоту от 0,015 до 0,9 метров. Выше всего сохранились стены храма.
Внутренняя площадь монастыря, первоначально имеющая естественные неровности и углубления, была засыпана камнем, щебнем, землей и строительным мусором, что позволило снивелировать поверхность и создать горизонтальную ровную площадку. Вход в монастырь располагался с запада, предположительно ворота имели ширину около двух метров и крепились на опорных столбах.
Монастырский комплекс состоял из храма, внутреннего хозяйственного дворика и жилого помещения – кельи, вероятно, совмещенной с трапезной.
Храм представлял собой однонефную базилику, ориентированную с запада на восток с небольшим отклонением на север. Длина постройки 6,25 метров, ширина 4 метра, площадь 32,5 квадратных метра. Храм сложен из необработанных камней сланца и песчаника. Пол был вымощен квадратной плинфой. С наружной и внутренней стороны постройка была оштукатурена известковым раствором. В алтарной части с внутренней стороны обнаружены многочисленные мелкие фрагменты штукатурки со следами фресковой росписи темно-синей, красной и коричневой красками.
С севера к храму примыкал внутренний хозяйственный дворик. Местами сохранились остатки каменной вымостки и фрагменты керамических красноглиняных сосудов. Внутренняя площадь дворика – около 20 квадратных метра. Северную половину дворика, вероятно, занимало стойло с навесом, опиравшимся на столб. Там были найдены три железные подковы и фрагменты металлических изделий.
Жилое помещение-келья имеет форму неправильного четырехугольника площадью около 9,4 квадратных метра. В юго-западной части помещения находился очаг, сложенный из необработанных камней, со слоем пепла 0,1 метра. Обнаружены также мелкие фрагменты керамических сосудов.
Перед входом в храм обнаружены три плитовые могилы. Первая могила представляла собой одиночное мужское захоронение в деревянном гробу, с нательным крестом из черного камня. Вторая могила – одиночное мужское захоронение без погребального инвентаря. Третья могила – одиночное мужское захоронение в деревянном гробу без погребального инвентаря.
Весь комплекс был окружен каменной оградой с общей длиной по периметру 53,25 метров. Ограда была сложена из необработанных камней на глиняном растворе. Семь углов ограды с внешней стороны были укреплены небольшими контрфорсами. Из-за процесса сползания ограда сохранилась на высоту двух-трех камней.
Данный археологический памятник относится к числу монастырей с небольшим количеством насельников, практически не имевших земельной собственности и живших за счет подношений, ремесленничества и торговли святыми реликвиями.
Монастырь прекратил свое существование и был оставлен обитателями не позднее конца XV века, что по времени совпадает и, вероятно, было вызвано утверждением турецкого господства в Крыму. При исследовании комплекса не обнаружено следов искусственного разрушения. Постройки, вероятно, разрушались постепенно после того, как монастырь покинули обитатели.