Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря

Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Заготовки и обломки жерновов с южного склона горы Перчем

Источник расположен у подножия отрога с развалинами монастыря XIV-XV веков и, вероятно, обеспечивал монастырь водой. В нескольких десятках метров северо-восточнее источника встречается позднесредневековая керамика; возможно, в этом месте в средние века также находилось культовое сооружение.

С источником связана историческая легенда про девушку Надию и послушника Никиту.

«Нет, Надия не была ветреницей. Просто ярко светило солнце, были белыми облака, синим — море. Около банки, на которой сидел ее отец меняла, всегда толпился народ. Высокие и стройные русы, сладкоголосые греки, горячие кавказцы, гордые генуэзцы. Не только нужда заставляла их простаивать около банки хромого Ильи, но и возможность взглянуть на его дочь, которая иногда появлялась у конторки. Благонравной дочери, конечно, не разрешалось глазеть на посторонних мужчин, но Надии удавалось найти себе занятие неподалеку от отца.

С недавнего времени напротив их дома все чаще стал появляться высокий нескладный юноша, кажется, из духовных, судя по его хламиде. То, что он приходил не случайно, было видно по тому, как он пытался найти себе занятие. Указывал дорогу тем, кто не нуждался в его советах, влезал под колеса проезжавшей арбы, а потом выслушивал упреки арбакеша, служил переводчиком армянину-сапожнику, который знал все языки Судака.

Скоро Надия узнала, что зовут его Никита, он послушник Ай-Никитского монастыря. Единственным достоинством, отличавшим его от других ухажеров, были крупные печальные глаза, затененные густыми ресницами. А в остальном жених он был совсем никудышный. Стать попадьей? Нет. Но Надия держала его про запас. Несколько раз бросала на него томные взгляды, а однажды позволила ему выстоять рядом с собой обедню в храме святой Софии.

Тут появился красавчик офицер из дворцовой охраны. У него были тонкие усики, пламенный взгляд и ухватки заядлого сердцееда. Словом, все, что как раз и кружит голову юным девушкам.

Когда офицер пошёл в прямую атаку на ее сердце, Надия вспомнила о Никите и решила позабавиться. С мальчишкой-рассыльным отправила ему записку, где назначила свидание на дальней окраине города, на Перчем-горе. Там женщины из Судака брали воду в источнике для стирки и мытья волос. Считалось, что девушке, помывшей волосы водой из источника, наверняка улыбнется ее любимый. Поэтому место свидания не вызвало удивления у Никиты. Но время… Ведь полночь — не лучшее место для прогулок.

Однако Никита отбросил сомнения. Как часовой, провел он всю ночь у источника. Вот хрустнула ветка. Не она ли идет? А может, ее задержала стража? Или разбойники?

С лучами солнца заснул измученный парень. Разбудили его женские голоса, которые обсуждали последние городские новости. Среди них была самая невероятная: православная Надия выходит замуж за генуэзца-католика. А венчаться они будут в католическом храме Сан-Пауло.

С трудом уяснил себе Никита, что речь идёт о его любимой. Руку прокусил, чтобы не застонать. Лишь к вечеру утихла буря в его чувствах. А еще через день оформилась мысль: он никогда не услышит от Надии издевки, он вообще не увидит людей!

Неподалеку от источника Никита выбрал пещеру и поселился в ней. Днем прятался в глубокой нише, а ночью выходил к источнику. Никто не видел его: он всегда успевал скрыться. Сердобольные старушки оставляли около пещеры еду. Иногда он брал ее, иногда нет. О том, что его не стало, узнали по тому, что еда осталась нетронутой целый месяц.

Так появились в Судаке источник верности и скит неразделенной любви».

Выше источника, ближе к вершине горы, на южном склоне Перчема в средние века находилась каменоломня и мастерская по производству жерновов. Фактически территория мастерской занимала весь горный склон, в результате оказавшийся усыпанным обломками камня и брака от результатов производственной деятельности.

По многочисленным находкам можно воспроизвести весь технологический процесс производства жерновов. Относительно плоские обломки скалы предварительно обрабатывались путем скола крупных лишних частей. Затем на поверхности прочерчивался круг, и камень обрабатывался до нужной толщины. В центре прорубалось отверстие, после чего лишняя по толщине часть заготовки обрубалась, а поверхность шлифовалась. Учитывая свойства породы, заключительная стадия обработки не всегда проходила удачно.

Диаметр заготовок, обломков и завершенных изделий колебался от 25 см до 1,6 м. Наиболее крупные образцы обнаружены в расщелинах балок, куда они скатились при доставке по крутым склонам, а также вдоль древней дороги, ведущей из Судака в сторону современных поселков Веселое и Новый Свет.

Какой-либо датирующий археологический материал в районе каменоломни и мастерской не обнаружен. Вероятно, работы производились по мере необходимости, и долговременных построек не существовало. Мастерская использовалась довольно продолжительное время – большинство жерновов, обнаруженных как в средневековых слоях Судакской крепости, так и в окрестностях, судя по внешним признакам породы, изготовлены в данной мастерской.

Помимо расположенного выше по отрогу средневекового монастыря, на одном из южных отрогов Перчема, труднодоступном для туристов, сохранились остатки небольшой часовни XIII-XV веков. Раскопки часовни в 1995 году произвели археологи Игорь Авенирович Баранов и Вадим Владиславович Майко. Часовня в плане прямоугольная, северная стена тоньше южной. Престольный камень, изготовленный из песчаника, вмурован в монолитное заполнение абсиды.

Остатки средневекового монастыря выявлены также на небольшом мысу, с трех сторон окруженном скальными обрывами, на седловине между горами Перчем и Сокол. Разведками Виктора Григорьевича Тура зафиксированы фундаменты храма и примыкающих к нему жилых и хозяйственных построек.

Таким образом, на отрогах горы Перчем, обращенных к Судаку, сохранилось значительное количество археологических памятников, исторически связанных со средневековым городом.

Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Мельничный жернов на горе Перчем
Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Фрагмент мельничного жернова
Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Заготовка под мельничный жернов
Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Фрагмент мельничного жернова
Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Остатки часовни на одном из южных отрогов Перчема
Источник Верности, средневековая мастерская по производству жерновов, остатки средневековой часовни и монастыря
Остатки средневекового монастыря на седловине между горами Перчем и Сокол

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации.

Последние новости