Средневековый монастырь

Средневековый Крым находился на окраине Византийской империи и входил в сферу влияния Восточной церкви, благодаря чему на полуострове в эпоху средневековья было построено большое количество православных храмов и монастырей, особенно на Южном берегу, Восточном и Горном районах Крыма.

Археологические раскопки и разведки привели к открытию на склонах горы Перчем, по соседству со средневековой Сугдеей (современный Судак), целого комплекса небольших монастырских обителей с численностью насельников не более десятка человек. По архитектурным особенностям и археологическому материалу эти монастыри датируются Х-XIV веками, а значит, они входили в состав Сурожской епархии Константинопольского патриархата.

Вероятнее всего, известные сегодня монастыри Перчема действовали единовременно и представляли собой единый комплекс киновитного общежития, характерный для средневековой Восточной церкви: несколько мелких обителей с небольшим числом монашествующих и отдельных иноков-отшельников объединялись под управлением одного киновиарха. Близким по форме организации является известный Афонский монастырь на территории Греции.

Следовательно, в районе Судака находится уникальный объект церковной археологии, подлежащий комплексному научному исследованию. Однако в настоящее время существует реальная угроза окончательного исчезновения большинства средневековых храмов и монастырей.

Остатки одного из монастырей средневековой Сугдеи сохранились на юго-восточном склоне Перчема, у края последней виноградной плантации винодельческого предприятия «Судак». Являясь пригородным монастырем, он входил в историческую застройку средневекового города.

Данный монастырь относился к обычному типу поздневизантийских обителей, находившихся под патронатом частных лиц. Здесь хоронили членов семей донаторов, то есть жертвователей-содержателей монастыря.

Впервые монастырь исследовали в 1927 году участники экспедиции Государственной академии истории материальной культуры под руководством члена-корреспондента Российской Академии наук Юрия Владимировича Готье. В 1993-1994 годы раскопки производили археологи Игорь Авенирович Баранов, Вадим Владиславович Майко и Александр Витальевич Джанов, в 1999-2000 годы – археолог Виктор Григорьевич Тур.

Раскопки были вызваны постоянными грабежами плитовых могил, обнаруженных при распашке территории под виноградник. К моменту раскопок были полностью разграблены две плитовые могилы с каменными перекрытиями, а на территории храма зафиксированы многочисленные грабительские шурфы. По всему склону были разбросаны человеческие кости из разрушенных погребений.

В процессе раскопок отчетливо проступили фундаменты стен и алтарная часть храма. Стены храма были сложены из блоков белого мелкозернистого известняка на известковом растворе с наполнителем из крупного песка. Впервые в Крыму отмечен прием безфундаментного возведения крупной общественной постройки.

Стены храма были частично разобраны после XIII века, когда монастырь был разрушен ордынцами, а территория превращена в сельское кладбище. Разрушения произошли также при разбивке виноградника. Стены сохранились в основном на 2-3 ряда кладки.

Был обнаружен фрагмент греческой строительной надписи в рамке: «…воздвигнут от основания храм святого великомученика и бессеребренника Пантелеймона (?) трудами…». Надпись можно датировать второй половиной XIII – первой половиной XIV века, ее можно связать со строительством или перестройкой храма, посвященного св. Пантелеймону. Обнаружен также фрагмент штукатурки с графитти: «[Господи по] мо [ги] Захарии, пресвитеру и … запечат …». Однако надпись с упоминанием святого Пантелеймона не позволяет однозначно утверждать, что раскапываемые храм и монастырь были посвящены именно этому святому.

В кладке стен при раскопках обнаружено большое количество ранневизантийских каменных надгробий и архитектурных деталей вторичного использования со следами прилипшего известкового раствора на поверхности. Из этого следует, что строительный материал для постройки данного монастыря добывался в руинах храма предшествующего времени.

С внешней стороны алтаря зачищен поздний склеп с плитовым перекрытием, в его кладках обнаружено вторично использованное раннесредневековое византийское надгробие. Выявлено три яруса погребений. Судя по остаткам черепов, здесь было захоронено около 20 человек.

Археологи заложили также шурфы по периметру монастырской ограды, сложенной из бута на глине. Судя по сохранившимся остаткам кладок, ограда имела прямоугольную форму. Кладки сильно пострадали при плантажной распашке и нивелировке территории.

С юга к монастырю прилегало большое поселение площадью примерно 130Х50 м. Среди подъемного материала встречаются фрагменты пифосов, амфор, черепицы, кухонных и столовых сосудов, поливной монохромной и полихромной керамики. Керамический материал датируется в пределах второй половины XIII – XV веком.

Из письменных источников известно, что в XIII-XIV веках в Судаке существовал монастырь Богородицы Скутариотиссы, где долгое время хранился так называемый Судакский синаксарь. Синаксарь – греческий рукописный сборник кратких житий (синак­сарей) святых на целый год.

На протяжении не­скольких столетий на полях Судакского синаксаря делались записи о разных значительных событиях. Приписок было 194, самая ранняя датируется 1186 годом, а самая поздняя — 1419-м. Все вместе эти записи представляют собой единственную в своем роде хронику средневековой истории города.

Судакский синаксарь был обнаружен в середине XIX века в библиотеке православной академии Св. Троицы на острове Халки в Мраморном море (Турция). Тексты исторических приписок были переведены на русский язык и опубликованы в 1863 году в пятом томе «Записок Одесского общества истории и древностей».

 Именно приписки к Судакскому синаксарю являются единственным источником, содержащим точную дату основания Судака. В приписке 1296 года говорится: «Построена крепость Сугдея в 5720 году. Всех же лет, от построения Сугдеи до сегодняшнего дня, т. е. до 6804 года – 1084». Эта же дата повторяется в записях Синаксаря 1312 и 1411 годов. Летоисчисление в Византии и на Руси в средние века велось от «сотворения мира», 5720 год этого летоисчисления соответствует 212 году от Рождества Христова. Неизвестно, какими материалами располагали авторы заметок о времени основания Сугдеи. Возможно, это были письменные источники, позднее утраченные, или только устные предания. Другие материалы, подтверждающие эту дату, в наше время неизвестны. Тем не менее, благодаря припискам к Судакскому синаксарю более чем 1800-летний возраст небольшого крымского города Судак в настоящее время является общепризнанным.

Кроме того, в приписках на полях Судакского синаксаря упоминаются имена монастырских священнослужителей, а также называются священнослужители «из села». Вероятно, это «село» находилось возле монастыря и не было необходимости воспроизводить его название в краткой памятной записи. В монастыре Богородицы, судя по тем же припискам, совершались погребения представителей городской знати – севастов, архонтов и членов их семей. Поэтому развалины на южном склоне горы Перчем можно рассматривать как один из вариантов локализации монастыря Богородицы Скутариотиссы и села рядом с ним.

При раскопках также обнаружено большое количество обломков керамических водопроводных труб, а в балке юго-восточнее храма находился высохший каптаж. От каптажа по краю террасы к востоку от храма проходил водопровод из керамических труб, снабжавший водой Немецкую колонию (современный поселок Уютное). Свидетелем ремонта этого водопровода в 1931 году был археолог Евгений Владимирович Веймарн. Вероятно, в XIX – начале ХХ столетия одновременно с периодическим ремонтом водопровода происходила выборка камня из руин постройки. Кроме того, Евгений Веймарн составил глазомерный план монастыря и отметил цистерну южнее храма. Никакие другие сведения о цистерне пока неизвестны.

Средневековый монастырь
План храма
Средневековый монастырь
Запись об основании крепости Сугдеи на полях Судакского синаксаря

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации.

Последние новости