Храмы у мыса Ай-Фока

Вблизи современного села Морское, на территории нынешнего пансионата «Солнечный Камень» и недостроенного пансионата «Новолипецкий Металлург» в IX веке было основано поселение. Располагалось оно между мысом Ай-Фока (Святой Фока) и одноименной горой, находящейся к северо-западу от мыса. Под горой Ай-Фока, на месте строительства пансионата, еще в конце ХХ века были видны остатки сложенной на глине церкви IX века, рядом находились могилы и глубокий колодец.

Поселение обнаружил известный крымский археолог Михаил Антонович Фронджуло в процессе археологических разведок 1962 года. Площадь распространения подъемного материала ориентировочно составляет 700 на 200 метров. Обнаружены фрагменты неполивной и поливной красноглиняной керамики, амфорной тары XII-XIV веков. На прибрежных склонах зафиксированы кладки строений, а в восточной части поселения выявлено местоположение двух храмов.

Один из храмов расположен на юго-западном склоне мыса Ай-Фока, в сотне метров от берега моря. В 1988-1990 годы раскопки храма осуществлял археолог Игорь Авенирович Баранов.

Храм одноабсидный. Пятигранная абсида из блоков капсельского песчаника была украшена профильным карнизом нуммулитового известняка. Дверной проем находился в западной стене. Уровень пола в храме был ниже уровня дневной поверхности вокруг него. Внутрь вела лестница, вырубленная из цельного блока песчаника. В основании одной из стен был обнаружен фрагмент штукатурки с фресковой росписью.

Внутри храма археологи исследовали четыре могилы. Археологический материал представлен фрагментами красноглиняной неполивной и поливной керамики XIII-XV веков. Вокруг кладбища располагался плитовый могильник.

К югу от первого храма в береговом обрыве над пляжем в 1988 году была расчищена северная стена постройки длиной пять метров, сложенная на хорошем известковом растворе. Вероятнее всего, это фрагмент стены еще одного храма, впоследствии разрушенного оползнями.

Вероятно, один из двух храмов был посвящен святому Фоке. Само средневековое поселение тоже называлось поселение святого Фоки. Местные жители занимались рыболовством и садоводством, поэтому храм посвятили святому Фоке Синопскому, покровителю садоводов и мореплавателей, жившему и прославившемуся на противоположном берегу Черного моря. Триста километров отделяют Морское от родины святого Фоки, турецкого города Синоп.

Средневековые греки почитали двух святых Фок – священника и садовника. Священномученик Фока до принятия сана был моряком, а после смерти за Христа почитался, как первый кормчий Понтийских мореплавателей, поэтому на иконах часто изображался с веслом.

Мученик Фока-садовник (вертоградарь) имел сад у моря, где выращивал овощи, фрукты и зелень. На вырученные от продажи плодов деньги он помогал нищим.

Священномученик Фока Синопский и мученик Фока садовник почитались и в других городах и селениях средневекового Крыма, особенно в Херсонесе, где существовали храм и древнейший в Восточной Европе нищеприимный дом его имени, а изображения святого помещали на погребальных памятниках и бытовых предметах.

На большой печати для просфор, найденной в Херсонесе, мученик Фока изображен стоящим на носу лодки в коротком одеянии, с поднятыми руками и рыбой, привязанной к поясу. На фоне также видны якорь, руль и два весла. Надпись на печати гласит: «Евлогия святого Фоки богадельни Херсона». Такие просфоры раздавались паломникам, посещавшим храм и богадельню Святого Фоки.

В XIX веке в Керчи был найден греческий глиняный сосуд VI-VII веков с изображением святого Фоки. Скорее всего, он предназначался для перевозки особого погребального состава, в которое входило и миро от мощей святых Фок, в то время уже прославившихся своими чудесами.

В Софийском соборе Киева на фреске священномученика Фомы XI века имеется надпись: «Святой Фока, порученный от Бога плавающий в море, правитель, направь меня, потопляемого водами житейскими». Из этой надписи видно, что святого Фоку, подобно святителю Николаю и священномученику Клименту Римскому, почитали как победителя морской стихии, кормчего Церкви – Ноева ковчега, с которым верные получают спасение. Эту идею акцентирует и весло в руке святого Фоки, с которым обычно изображают священномученика. Весло – символ создания церкви: по древним традиции, именно веслом правитель очерчивал границы будущего храма.

Ежегодно, 4 августа, жители и гости Морского организовывают водный Крестный ход к остаткам храма святого Фоки. В этот день празднуется перенесение мощей священномученика Фоки из Синопа в Константинополь, а верующие, от окраины Морского, на катерах и лодках, с хоругвями и иконами, под звон колоколов отправляются к мысу Святого Фоки, чтобы на остатках средневекового храма помолиться небесным покровителям рыбаков и виноградарей.

Раскопки средневекового храма XIII-XIV веков на мысе Ай-Фока. 1990-е годы

Храмы у мыса Ай-Фока
Реконструкция храма на мысе Ай-Фока. Вид с юга
Храмы у мыса Ай-Фока
Реконструкция храма на мысе Ай-Фока. Справа – вид с запада, слева – внутренняя часть, алтарь
Храмы у мыса Ай-Фока
План средневекового храма на мысе Ай-Фока
Храмы у мыса Ай-Фока
Крест-мощевик XII века, найденный на мысе Ай-Фока
Храмы у мыса Ай-Фока
Оборотная сторона креста-мощевика
Храмы у мыса Ай-Фока
Священномученик Фома Синопский
Храмы у мыса Ай-Фока
Священномученик Фома-вертоградарь

Водные крестные ходы на мыс Святого Фоки

Подписывайтесь на нас ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации.

Последние новости